медиа-альманах
У
М Н О Ж Е Н И Е
Vol. 8 Необъятность 2011
Заглавная Идеология Авторы | Проекты Выпуски Коммуникация Ссылки
Искусство против географии - идея против материи
Работа Евгения Сесюкова, позаимствовано из ЖЖ citizen-ka
Осень близится к октябрю…
Культурное событие, о котором пойдет разговор, следует представить такими крикливыми образами: "Граждане планеты Земля, 14 сентября открылась выставка "Искусство против географии", которая продлится до 6 октября 2011 года. Место действия: город Москва, ЦСИ Винзавод (Цех красного)". Эту риторику должен озвучивать робот или же иной герой, голосом своим напоминающий преобразованную на компьютере человеческую речь в инопланетную. Язык этого персонажа русский.
О чем эта выставка? Как следует из названия, об антагонизме двух сил, если не сказать о борьбе идеи и материи. Суровая, морозная, дубово-березовая рощами география давит искусство, притесняет его. Искусство сопротивляется, призывает на помощь кураторов, и вот, уже в лице продуктов провинциальных художников, оно проклевывается в более независимом
виде.Среди скромного буйства индепендента глаз цепляется за работы уфимского архитектора, живописца и графика Рината Волигамси, изображающие холодный полумертвый мир спрессованных деревянных избушек и людей.
Инга и Алексей Аксеновы знакомят с "Тверским экспериментом" - зубками, глазками и кишочками рыбок, выпотрошенных с помощью дигитальных технологий. Видимо, специально для молодых поклонников Лавкрафта сделан портрет пробудившегося Ктухлу. Зрелище неприятное, но завораживающее.
Напротив потусторонних водных животных расположились крепкие советские парни ассенизаторы и их сексуальные пин-аповые подружки Валерия Барыкина, художника из Нижнего Новгорода.
Обыгрывание советского мифа продолжает петербурженка Екатерина Флоренская, создающая несуществующие марки о покорении космоса военизированными ракетами и обезглавленными лайками.
С Флоренской соседствует интереснейший Олег Азаренков (Тверь). Его куколки-матрешки могли бы вырваться из утробы вселенной Пола Маккарти или, наоборот, ворваться в его универсум.
Наконец, хороши пермяки Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина, будто бы иллюстрирующие Интернет-пространство опричных юзеров.
То, что делает один из идеологов "Искусства против…" Марат Гельман - это привнесение глобализации, а также представления этой даме тех уникумов из миров-городков, которые никогда не были в нее включены. В брошюре к выставке Гельман говорит, что выставк "сделана для того, чтобы преодолеть огромные российские расстояния и показать целый пласт российских художников, которые по возрастным критериям уже не попадают в разряд молодых, но не смотря на это остаются неизвестными московской, и уж тем более международной художественной публике". Не ведет ли подобный подход к провинциализации искусства? Что случилось с африканской культурой, когда на нее пал взор сюрреалистов, подошедших к Африке по-кураторски инструментально? Новинка была адаптирована под творческие сюр-задачи и отправлена пылиться в шкаф. Что ждет искусство дальше, так диковинно преодолевшее географию (странность в том, что переход за границы уперся в российский космос, а художник - это не художник сам по себе, а художник из города Пи)?
На вопрос о провинциализации, конечно, лучше отвечать сторонним потребителям "Искусства против…" Могу заметить, что на выставке я побывал два раза. В последний визит моими спутницами были две очаровательные француженки. Им понравилось. Мои чувства двойственны.
См. также: