медиа-альманах
У М Н О Ж Е Н И Е

Vol. 8 Необъятность 2011

Заглавная   Идеология   Авторы | Проекты   Выпуски   Коммуникация   Ссылки

Константин Потапов: "На сцене в глазах публики нужно быть хорошим"

А вы знаете
Как в мае улыбаются
Трамваи?
Не знаете?
Во весь рот
Улыбаются в
Мае
Трамваи!
Вот...
Бликами на стеклах скалятся
Одуревшие маем катаются
И переполненные
Парами влюбленными
За весной гоняются
Исступленные.
Но это трамваи в мае.
А мне такому куда податься?

Вопросы - Михаил Безликий
Фото - Наталия Мушкина

Поэт в России больше чем… актер?

Одна легенда гласит, будто Бродский, услышав пластинку с записью Михаила Козакова, читающего стихи поэта, пообещал надеть ее на голову чтеца. Что ни говори, а большинство поэтов никогда не были в восторге от исполнения актерами своих стихов. Мандельштам, например, говорил: актер - первый враг поэта. Если посмотреть на эту проблему пристальней, то можно заметить, что существующие традиции чтения стихов - авторская и актерская - едва ли пересекаются. Для первой характерно "невыразительное" чтение, преобладание энергии стиха над смыслом - чем не шаманская инициация? Актерское же чтение - суть игра, и почти всегда разочаровывает автора и человека, любящего именно поэзию, для которого актеры лишь играются со стихотворением и, по сути, имеют отношение к поэзии и к самому тексту довольно косвенное.
Может быть, именно поэтому антиномия между авторским и актерским чтениями в принципе непреодолима. Однако вполне можно найти способы, позволяющие добиться "золотой середины", а то и вообще совпадения. Скажем, довольно очевидно, что актеру следовало бы читать стихи того автора, который близок и понятен ему, с которым у него минимальное духовное различие. Или, например, поэт должен быть в то же время и актером! А что, разве два таланта не могут уместиться в одном авторе?
"Широко известный в узких кругах поэт" - эту характеристику без иронии заслужил самарец Константин Потапов, посетивший недавно столицу с поэтическими концертами, на которых, помимо новых стихов и песен, он презентовал свою книгу, вышедшую, однако, несколько лет назад. Ведь лучше поздно, чем никогда, не правда ли?
Молодой поэт, актер, а по образованию психолог, Константин Потапов, помимо всего, победитель восьмых Российских Дельфийских игр в номинации "Театр", где он сразил столичное жюри инсценировкой поэмы "Слово" собственного сочинения, а также лауреат премии "Послушайте! " имени Велимира Хлебникова. Самарцы (а теперь еще москвичи и питерцы) знают Константина Потапова также как автора книги "Время суток", которая заняла достойное место в литературной жизни трех городов. Яркие образы, неожиданные рифмы и прекрасное владение стихотворной техникой - отличительные черты "Времен суток". Хоть некоторые стихи не лишены наивности и вычурности, они ни в коем случае не оставляют читателя равнодушным. "А вы знаете, как в мае улыбаются трамваи? / Не знаете? Во весь рот улыбаются в мае трамваи!". Вслед за трамваем хочется улыбаться тоже, пусть за окном далеко и не май. А все потому, что актер - просто по своей актерской природе - в первую очередь вытягивает из стиха наружу сюжет и эмоцию. А именно эти качества в современной поэзии прячут, скрывают, замещают грудой слов поэты. В отличие от современных литературных традиций, поэзия Потапова наполнена непреодолимым стремлением к пронзительной лирике жизненных перипетий, вере в жизнь и в человеческие отношения. Это является главной темой его произведений, которые раскрываются в самых различных формах: от строгих классических размеров до ломаных ритмов интеллигентного хип-хопа. "Городское небо, иссеченное проводами / Словно линиями - ладони мои / Хватаю, пытаюсь достать руками / Как когда-то - ладони твои". Певец и актер Потапов умеет заставить зрителя себя слушать, обладая необходимым для сцены драматизмом, собственной притягательностью и песенным надрывом.
Поэт и актер в одном флаконе - что ни говори. Но всякий ли актер лицедей - это еще предстоит выяснить. А в отсутствии фальши и неуемной энергии самарскому поэту точно не откажешь. О том, надо ли нести поэтическое слово в массы, о литературной сцене и шоу-бизнесе с поэтом и актером Константином Потаповым беседует просто поэт Михаил Безликий.

- Костя, по образованию ты психолог, но куда большее удовольствие, мне кажется, ты получаешь от работы на сцене. Откуда такое непреодолимое желание нести поэтическое слово в массы?
- Мне кажется, каждый человек обладает уникальными способностями как к созданию объектов искусства, так и к их потреблению. Глупо отказываться от своих способностей, каждая из них открывает перед человеком новую сторону реальности, новый аспект его жизни. Современная же культура упрощается, становится все более массовой, лишая человека возможности создавать художественный образ вместе с автором. Возрождение культуры, ее развитие, на мой взгляд, является достойной целью для тех, кому это по силам. И свою роль я вижу не только в самореализации, но и в привлечение внимания зрителя к поэзии, литературе, культуре вообще.

- А выручает ли психологическое образование поэта на сцене? Подстраиваешься ли ты под аудиторию или тебе абсолютно все равно?
- Психология дала мне новое мировоззрение, которое помогает жить и регулировать себя. Я знаком со многими психологическими техниками и знаю, например, чтобы сохранить жизнь полноценной, ни в коем случае нельзя прекращать заниматься творчеством. Поэтому пишу до сих пор. А под зрителя подстраиваться приходится. Важно всегда смотреть ему в глазу, угадывать его желания, реакцию.

- Часто в материалах по ораторскому мастерству можно встретить такое наблюдение: 50-60% зрительского внимания направлено на саму картинку, на то, во что выступающий одет, как он двигается, что происходит с его мимикой; 30-40% зрительского внимания направлено на то, как говорит человек, с какой интонацией; и только 10% направлено на то, что человек говорит. А ты не боишься, что твой зритель станет (или уже стал!) заложником такой статистики?
- Я думаю, это не проблема для моего зрителя. Среди них много тех, которые сталкивались с моими стихами в форме текста - и все равно их это цепляло. Я не буду никогда оценивать свои стихи публично, но могу точно сказать, какими бы они ни были, у них есть определенный уровень качества, который является достаточным для появления определенных эмоций у читателя и зрителя. А это уже не мало! А если говорить о той картинке, которую я делаю на сцене, то я рад тому, что могу подавать свои стихи с долей артистизма, этот перекресток искусств, на самом деле, - моя фишка, мое уникальное предложение этому миру. Главное, чтобы одно искусство не мешало другому, а помогало.

- Насколько ты вовлечен в то, что происходит вокруг тебя? Не с тобой конкретно, а именно вокруг?
- Я стараюсь быть вовлечен по максимуму, быть адекватным среде, учиться многим вещам, помимо поэзии и сцены. Раньше я думал, что поэт должен быть отрешен от реальности, погружен в капсулу своего одиночества и изоляции, как любил писать об этом Бродский, впрочем, немного преувеличивая, как мне кажется. Сейчас такой век, что стоит обогнать в своем понимании ситуации саму ситуацию на несколько шагов, и только тогда можно оказаться в выигрыше. Мир уже пресыщен информационными технологиями, и умение применить их раньше других решает все. Мое понимание реального мира и мое поэтическое мировоззрение вряд ли мешают друг другу, а скорее, дополняют, чем я и доволен. В любом случае мир огромен, жизнь прекрасна, а так как она рано или поздно заканчивается, то нужно пользоваться всеми возможностями для счастливого существования.

- Некоторые сравнивают современную ситуацию в литературе с поэтическим бумом шестидесятых или даже с Серебряным веком. Однако бросается в глаза тот факт, что об этом неизвестно совершенно никому, кроме довольно узкого круга "посвященных". В чем причина - в том, что современная поэзия настолько сложна, что обычный человек не в состоянии ее воспринимать, в том, что поэт оторван от читателя, или, может быть, поэтический бум всего лишь мнение самих поэтов?
- Если честно, сам не знаю, почему современный читатель не интересуется поэзией. Долго ломал голову над этим вопросом. А пока ломал - потребность читателя в поэзии катастрофически снижалась, ее подменяли на другие виды искусства. А когда я понял, что хочу как-то реализовать свое творчество, я стал выносить его на сцену, благо обладаю некоторыми актерскими данными. Ведь бумага и сцена - это две разные работы. Дома я творю при свете лампы, там я могу быть самим собой. На сцене же действуют иные законы - законы шоу-бизнеса. Здесь в глазах публики нужно быть хорошим. Поэтому одну причину я все-таки назову - поэзия не зрелищна.

- Но не повлечет ли зрелищность переход поэзии в мир гламура? Я уже так и представляю развороты с фотографиями, например, Веры Полозковой! Только вот идея образования души явно не выдерживает конкуренции с идеей шейпинга на страницах гламура.
- (Смеется) Это уже крайности. Думаю, поэзия по своей сути антигламурна, в мире гламура она может органично существовать только в виде рекламных слоганов или текстов к песням популярных исполнителей, то есть в крайне извращенной форме.

- И тем не менее, отталкиваясь от грустного, справедливости ради стоит отметить, что в современной литературе появились и продолжают появляться новые герои - со своим не похожим друг на друга ритмом, стилем, интонацией. Они особым образом выражают свое время и строят свою поэзию в соответствии с собственной судьбой. Костя, как ты думаешь, про кого я сейчас говорю?
- Я промолчу (смеется).

Почитать, посмотреть, послушать:
http://vkontakte.ru/club15259451

См. также:

Михаил Безликий: Шоу и нагой энтузиазм

Контакт Михаила Безликого с группой Give Peace a... Tank!

Hosted by uCoz