медиа-альманах
У
М Н О Ж Е Н И Е
Vol. ? Январь 2011
Заглавная Идеология Авторы | Проекты Выпуски Коммуникация Ссылки
Катя Дзенис: Тот, кого ты считаешь своим противником - есть отражение тебя самого
Катя Дзенис. Художник. Фотограф. Поэт.Стихи начала писать в 10 лет, и с самого начала относилась к поэзии как к естественному способу самовыражения, способу получше познакомиться с географией внутреннего мира. С 2010 года публикуется в сборниках и журналах. В поэзии продолжает художественную линию - соединяет искренность с цинизмом и не боится никакой критики.
1. Что подтолкнуло десятилетнюю Катю Дзенис писать стихи? Здесь уместно спросить и о ранних, и о поздних влияниях, причем не обязательно поэтов: кто эти люди, художники, музыканты? Какие это формы и жанры?
Вообще, первое стихотворение написалось Катей года в три:
"Гуси-гуси, га-га-га!
Не курите ни-ко-гда!"
(И ведь уже тогда я не избежала заимствований из бесконечного мирового текста - цитирую понравившееся словосочетание-определение интервьюера, подсмотрев следующий вопрос).А в десять... сложно сказать. Я тогда училась в художке. Хотя даже не художке, а школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Казалось бы "влияний" должно быть предостаточно, но нас учили не пережевывать чужое, не поддаваться тем самым "влияниям", а иметь свое мнение, более того не бояться высказывать его. И первое большое стихотворение (Мир-большой цветок), которое было записано, а впоследствие даже зачитано мной по радио, возникло как раз во время обсуждения, высказывания мнений о судьбе мира и человечества. Сейчас понимаю, что нехилые темы занимали нас тогда.
Но время-то было чудесное - мы рисовали, по корридорам прыгали балеринки, а в другом крыле занимались литераторы. Получилось так, что в следующей школе и кульке (университет культуры), и на первой работе (театр оперы и балета) царила та же самая атмосфера - свободы, творчества, самовыражение, науки и искусства, естественно не без совковых пережитков, странных личностей, культовых фильмов, книг, исполнителей...
Кумиров у меня не было. Непосредственных наставников тоже. Но десяток друзей и сотня приятелей и были теми музыкантами, поэтам, художниками, имевшими непосредственное влияние на меня и мое творчество.2. Считаете ли вы себя самобытным автором?
Любой автор, по-моему, самобытен и нет двух похожих. А если не самобытен, то тогда и не автор, наверное, а ксерокс или сканер.
3. Можно ли быть автором самому по себе?
Как поняла, вопрос в продолжение темы влияния и самобытности. Если верить ученым, и древние люди начали творить, руководствуясь принципом акына (вижу лося - хочу убить лося - лось большой и страшный - нарисую лося! - убью лося на картинке - убью лося и в лесу)... А творчество, пусть даже самое абстрактное есть соединение результатов синтеза пережитого и реакция на внутренний конфликт, то ответ "нет" получает свои аргументы. Ведь и живя в лесу с белочками, и не читая книг все равно будешь воспринимать Мир. А если воспринимать, значит уже находится под влиянием. И каждый момент нахождения в мире, каждый момент жизни меняет человека. И он уже не сам по себе, и он уже другой.
4. Допускаете ли вы то, что мир - это бесконечный текст, сотканный из цитат?
Цитата сама по себе прекрасная!
Но, думаю, все зависит от восприятия. Для кого-то мир это преимущественно танец, для кого-то запах, вкус, цвет...
Я же по большей части воспринимаю глазами. Мир как видео, как фильмы, где есть картинка и звук, остальное ощущается, домысливается, воспринимется после. Безусловно во всем этом есть текст, а порой подтекст. В картине можно многое прочитать, а в музыке увидеть...5. Несет ли, на ваш взгляд, автор ответственность за свои произведения? Может ли Гёте быть повинным в волне самоубийств в Германии (тему можно развить и представить измождённых убийц старушек с томиком Достоевского в руках)?
Ответственность за произведения - безусловно, а вот за действия других людей, пусть даже именующих себя поседователями - нет. История знает много громких примеров подобного поведения почитателей, понимающих все по своему усмотрению, и не только в литературе.
6. И напоследок: стихотворение или текст как способ разобраться со своим противником, не слишком ли это большая для него поблажка?
Забавный способ - выставить кого-нибудь скотиной в веках, или сотне сетевых читателей рассказать о нелучших личностных качествах оппонента в виде лирического или живописного произведения... Я думаю, стоит прощать - не злиться, не мстить, не вести войн - так жить приятнее. Прощение, понимание и принятие - это все говорит о внутренней силе человека. А то что бесит - есть в тебе, то что злит, обижает, унижает - все это - непринимаемое, скрываемое, то что прячешь, то чего боишься.
Тот, кого ты считаешь своим противником - есть отражение тебя самого.
См. также: