медиа-альманах
У М Н О Ж Е Н И Е
Vol. 2 Февраль 2010
Заглавная Идеология Авторы | Проекты Выпуски Коммуникация Ссылки
Заметка о любви. Фромм
"Они все говорят что любят… они никого не любят…
они никого не любят…"oldschool song from Tunbridge Wells
"Пусть каждый спросит себя, как много
действительно любящих людей он встречал"Э. Фромм
Virgin Barbie. Gilbert Oh
Можно говорить о любви сколько угодно, но никогда в жизни так никого и не любить, так никому и не открыться. И дело даже не в том, что есть готовая формула любви или вы по жизни может дурак. Кто-то думает, что любовь - это обмен жидкостями и ничего помимо физиологического удовольствия, возбуждаемого при таком обмене нет. Кто-то думает, что тот, кто любит, обязательно должен женщине приносить цветы… Интересно как получается: чем больше цветов я подарю своей любимой, тем больше меня она будет любить? Или моя любовь измеряется количеством букетов цветов? Дааа… для позитивистов может такая любовь и сойдёт. Они и поэзию могут измерять вместо того, чтобы ей наслаждаться. Вопросы сексуальности здесь я оставлю. Однако, если Вы хотите просто потра..ться, то как-то глупо требовать ещё и души. Бартер-то идёт только телами. И как-то глупо потом расстраиваться, что Вас не любят. Вас не любили изначально или вас любят только по ночам. Я не буду лезть в самое сокровенное(или самое интимное) место в жизни каждого человека. Каждый волен любить как он хочет. У каждого есть своя личная жизнь(модный такой термин). Так сказать private space, куда доступ только самым близким людям и организует он его сам. Нет готовых приёмов и способов любви. А если даже и есть, я не буду о них говорить. Да и может о любви совсем не стоит говорить? Может оно там само собой как-то выйдет? Как там в животном мире: доверься инстинкту и плыви…плыви по течению и когда-нибудь пара амазонок покажут вам реальную жизнь. Нет готовых правил жизни. И амазонку можно полюбить, а может она просто приукрасит собой вашу жизнь… Как новая машина, как костюмчик новенький. Такая подруга целуется лучше, чем готовит! Ещё бы, лучше уметь целоваться, чем отпустить мужа к любовнице. Пусть лучше моя жена умеет танцевать разные виды стриптиза, чем я захочу с ней поговорить о чём-то не материальном и не существующем в готовых шаблонах. Чего же ещё желать? Всё как у людей. Пожалуй да, в такой ситуации желать больше нечего. Animal instinct… animal instinct to me.…
Почему я решил написать что-то на тему любви? Я никого не хочу учить, это вопрос и дело каждого. Пусть профи пишут. А может и не пусть. Кто знает? Я не хочу никого критиковать (критиканство только всё разрушает). Меня заинтересовала позиция другого взгляда на отношения. В данной работе меня волнует проблема "Я" в отношении любви с двух сторон. Кто такой Я-люблю? Как конструируется представление себя себе в жизни человека и в те моменты, когда он любит? Когда его любят? Когда он любит и его любят? Психологи, быть может, разберутся более серьёзно в концептуальном аппарате и выстраивании схем исследования такого представления и отношений. Я не делаю замашку на научность. Данная работа абсолютно не научна и больше относится к жанру саморефлексии и восприятия книги Э.Фромма "Искусство любить".
После прочтения книги и саморефлексии я прихожу к мысли, что Я у Фромма может конструироваться(этого всего лишь один из способов) засчёт созидательного труда. Что есть созидательный труд уже другой вопрос. Прежде всего это творческий желанный самим человеком труд, в результате которого происходит единение с миром. Т.е. я вместе с самим результатом труда и в процессе труда объединяюсь с миром. Отсюда можно сделать вывод, что я есть то, что я активно "делаю"(под делаю можно понимать и размышление на тему: Как я ошибаюсь когда вижу дерево? женщину? человека?, т.е. не обязательно материально выраженное делание) в самом процессе творчества, и я есть то, что в результате творчества этого получилось. Что касается любви, то она представляет собой единение двух индивидуальностей в нечто третье, отличное от простой суммы, перехода одного в другого, растворения друг в друге до потери индивидуальности и т.п.. У этого третьего появляется качественная природа. Я люблю другого и не эксплуатирую его, не пытаюсь в нём потерять себя или поглотить другого и тем самым избежать страшного одиночества, я не требую и я не следую за кем-то, я даю, я помогаю, я активно делаю (и это всё при условии что у вас есть Я, т.е. вы осознаёте себя). Я даю, но не теряю и не лишаюсь чего-то, я не становлюсь беднее, наоборот, моя душа становится богаче. Тут-то и возникает фроммовский парадокс или дуализм: я есть индивидуальность и я достигаю единения вместе с кем-то другим, два человека становятся одним и остаются двумя. Отмечу, что Фромм говорит здесь о зрелых отношениях, к которым двое хотят прийти, научиться искусству, у них выработался свой характер и т.д. Т.е. ребёнок и подросток к таким отношениям не способен, если он не развивал себя духовно, не занимался практикой искусства любви, не научился любить себя и лишь потом другого. Я хочу отметить и в первую очередь отметить в результате своей саморефлексии для себя, а не кого-то другого, что в любви есть к чему стремиться и что любовь можно понимать не только как сублимацию(в том числе чтение книг и написание статей), не только как обоюдный нарциссизм: какой я хороший рядом с тобой, какая ты хорошая рядом со мной. Любовь можно понимать как совместное произведение искусства, активное делание и творчество, а не телесный бартер или бартер одиночеством. Такое представление далеко от идеалистического тем, что нет готового идеала, к которому нужно стремиться, нет плана и правил. Нет утверждений, что первична душа или тело, потому что единение происходит не только духовное, но и телесное, потому что есть практика любви двух людей, а не только разговор о ней или игра в любовь. Нет идеальной любви как и идеальных людей, зато есть обычный человек и его желание создавать и любить.